2004


26-27 марта 2004 года в СПб Духовной Академии и Семинарии прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Православие и патриотизм». Организаторами конференции были общественная организация Собор Православной интеллигенции, Санкт-Петербургская Духовная Академия и Семинария, Межвузовский центр по проблемам науки и религии и НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. На конференции обсуждались следующие проблемы:

ОБРАЩЕНИЕ

 участников конференции «Православие и патриотизм» к русской интеллигенции, к соотечественникам,  ко всем людям доброй воли.

Братья и сестры!

К вам обращаются священники и писатели, офицеры и врачи, философы, инженеры и педагоги, собравшиеся в стенах Санкт-Петербургской Православной академии для обсуждения важнейших духовных и социальных вопросов, стоящих перед нашей страной. Все выступавшие на конференции   высказали своё твердое убеждение  в том, что Православие  было, есть и будет единственно возможным   духовным основанием   российской державы.  Религиозная, политическая и экономическая власть  во всем мире, и особенно в России, тесно связаны друг с другом. Христианская вера и национальная государственность нам необходимы не меньше, чем успешные хозяйственные реформы.

Мы хотим напомнить всем нашим соотечественникам, что в обязанности государства входит не только защита закона, но и традиций, культуры, языка титульной нации и других коренных народов России. Опыт человеческой истории учит, что культуру нужно взращивать, она не должна быть заложницей ни безнравственных людей, ни рыночных отношений. В противном случае на арену общественной жизни выступают ничем не сдерживаемые человеческие пороки, ведущие к деградации и разрушению личности. Либеральная идеология «освобождения» от нравственных принципов влечет за собой  растущее противостояние внутри человека и внутри народа. Это приводит к  ослаблению страны, к подчинению ее чужим политическим и информационным стратегиям.

Безусловным национальным идеалом  народа, борющегося за свою самобытность, должен стать истинный  христианский патриотизм. Именно в свете такого идеала должна выстраиваться  вся социальная и культурная политика российского  государства. Только при сохранении  собственной духовной идентичности  такая страна, как  великая Россия, может быть в подлинном смысле слова конкурентноспособной. Конкурентоспособность -- это  не  «аргументы клыков и когтей», а  честная состязательность людей, трудящихся над раскрытием интеллектуальных и творческих дарований каждого члена общества ради общей цели – процветания Родины и усиления ее мощи.Могут ли стать конкурентноспособными люди, не обладающие духовным и физическим здоровьем? Может ли стать конкурентноспособной страна, погруженная в «омут» низкопробных чувств, находящаяся под воздействием информационного насилия, распутства, человеконенавистничества? Собор Православной интеллигенции Санкт-Петербурга  призывает к установлению в России такой информационной среды обитания, которая действительно способствовала бы духовному росту человека  с добрыми и полезными для всего общества плодами.  Сегодня только  духовно слепой не видит, что творящийся у нас информационный беспредел -- это угроза национальной безопасности России. Безнравственное общество – обреченное общество. У него нет будущего.

                  Исходя из сказанного, Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга предлагает ряд принципов,  способных послужить идейным фундаментом успешной социально-культурной политики России в настоящем  и будущем:

1. В духовном плане – единая русская православная Церковь во главе с Патриархом и Священным Синодом.  Религиозная истина не дана отдельному человеческому сознанию – она доступна только «совокупности сознаний, связанных любовью» (А.С.Хомяков). При этом необходимо плодотворное взаимодействие  русской православной Церкви с основными конфессиями других коренных народов нашей страны, но не на принципах экуменизма, а в  форме открытого, доброжелательного и патриотического диалога.

2. На уровне государства – сильная (в идеале монархическая) власть во главе с общепризнанным национальным лидером. Российская Федерация (даже в нынешнем урезанном виде) включает в себя более 100 евразийских народов и этносов, представляющих все общественно-экономические формации и  мировые религии. Объединить  их общей правовой формой способна  лишь мощная,  уверенная в своей идее держава, представляющая собой не только  социальную силу, но и духовный авторитет.  Нет ничего опаснее для России, чем буржуазный  либерализм,  который уже дважды за ХХ век приводил нашу страну к катастрофе.

3. На уровне экономики – жесткий государственный контроль за ключевыми отраслями производства (прежде всего стратегическими и сырьевыми) при активной стимуляции частного национального капитала. Глобалистские концепции  «всемирного рынка»  должны быть отвергнуты в принципе, так как спекулятивный  капитал в  условиях  «нового мирового порядка» немедленно уйдет из России после того, как он вывезет из неё все национальные богатства.

4. В плане культуры – ясная вертикальная иерархия ценностей, лежащих в основе национального  образования, искусства и науки. «Горе тем, которые тьму почитают светом и свет -- тьмою» (Исайя 5, 20). Уже более тысячи лет  Православная вера  освещает   русскую культуру  тайной  божественной благодати. Наш национальный творческий акт (религиозный, политический, художественный)  направлен к Абсолютной Личности, а не к безличному  «единому» (как на Востоке)  или к самому себе (как на Западе). В силу своей духовной природы Россия постоянно  разрешает парадоксы верующего разума, нравственного поэта, соборного монарха. Русская культура хочет быть (классика), а не только  иметь (модернизм) или казаться (постмодернизм). «Троица» Андрея Рублева -- это  зримый дискурс молчания, где безмолвное согласие важнее слов. В светском русском искусстве духовная полнота христианской  свободы достигнута в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.М.Леонова, Н.М.Рубцова, Г.В.Свиридова и многих других наших гениев,  поэтическая онтология которых пронизана теплотой веры -- той же самой, что и у Рублева. Сохранить и преумножить этот свет для мира – задача нашей культуры.

5. Наконец,  на уровне личности Россия способна осуществлять  в своей истории  образ  христианского призвания  человека -- не восточного (фаталистического) и не западного (самодостаточного), а именно православного  (богосыновного) человека. Диалектика «тайной свободы»,  восточной воли и западной формы – это движущая сила  нашей истории. До сих пор русский человек успешно проходил испытания Востоком и Западом:  в конечном счете, они только укрепляли его собственную духовную природу.  Привлекая  к себе  лучшее из Азии и Европы,  Россия не перестает быть самой собой. Это во многом делает её страной будущего, когда в условиях мирового постмодернистского кризиса понадобится личность, способная на дар и жертву, а не только на юридически и финансово  эквивалентный обмен.