Собор
православной интеллигенции

 
 

Клевцов Павел Борисович, кандидат философских наук, редактор и эксперт Балтийского исследовательского центра (БИЦ), преподаватель СПбГУКИ, факультет истории русской культуры.

АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ

Является ли западная цивилизация «абсолютным злом»? (о восприятии Запада в российском сознании)

Интеллектуал в Церкви: вера или идеология?

Православная политика

- Путин: игра в «диктатора» (политика как спектакль)
Как Вы думаете, если большая часть СМИ высказывает свое возмущение «авторитарными» тенденциями президента Путина, но при этом их никто не разгоняет, не распускает и т.д., то не означает ли это, что происходящее сегодня – просто политическая игра? Является ли Путин авторитаристом? Да кто же ему позволит…

- День Победы - как он стал от нас далек
«История – удивительная вещь. Еще и столетия не прошло с того времени, как мы были в Берлине. А где мы сейчас? Некоторые деятели патриотического движения считают, что мы сейчас даже не в Москве»

- Будет ли в России тоталитаризм?
«Мы понимаем, что такое рыночная экономика, за которую совсем не зря готовы "лечь костьми" и Запад, и все наши либералы. Они говорят, что это – наиестесвтенная система экономики и общества, в условиях которой предпринимательский потенциал общества проявляется в достаточной степени. На самом деле, это жесткий экономизм, рекламное сознание, тотальное потребительство, "большая жратва", продажа всего и вся – совести, души, Родины, семьи, веры, таланта. Это образ жизни, целый Контекст, внутри которого человек выступает только в одной роли – абсолютного потребителя»

- Будет ли Россия империей?
«Таким образом, мы приходим к удивительной ситуации "империи наполовину", или, скажем, имперской фактуры без самой империи. В политическом отношении, Россия – все еще империя, один из полюсов (хотя и сильно ослабленный), влияющих на международную политику. В военном отношении имперские параметры сохраняются, но в меньшей мере и, скорее, как остатки былого могущества. Абсолютная зависимость в финансовой и информационной сфере. "Перекошенная империя". Поэтому когда Чубайс говорит о "либеральной империи", то это, конечно, звучит неправдоподобно, больше похоже на предвыборный лозунг, чем на реальность, даже потенциальную».

- Глобализация и постсоветское пространство
«Когда постсоветское пространство было советским, оно не знало проблем глобализма. Все эти якобы объективные глобальные тенденции были вытеснены за «железный занавес». Это лишний раз говорит об их надуманности и идеологичности. Телеведущий В. Познер на своей недавней передаче по этой теме заявил, что глобализм, объединение мира – это объективная тенденция. Проблема, однако, в том, что если бы определенные политические лидеры, превозмогая большое сопротивление других лидеров, не развивали бы дело глобализма, то его бы и не было. Вот такая «объективная» тенденция, очень похожая на «объективную» необходимость пролетарской революции, «о которой так много говорили большевики». Последние, кстати, тоже были глобалистами. Пока до них не дошло (и то не до всех), что «чтобы стоять я должен держаться корней» (Гребенщиков)».

- Грузия попала в ловушку демократии
«Вот уже почти месяц мы наблюдаем за последними политическими событиями в Грузии. Мы снова увидели (после "революции" в Белграде 1999 г.), как делаются современная политика и современные "революции". Кстати, ссылка на Белград вовсе не случайна. Согласно известной информации, активисты молодежных грузинских оппозиционных организаций обучались у активистов сербских групп, выступавших против Милошевича. "Революция на экспорт", об этом мечтал еще Троцкий».
Интеграция России и Беларуси: дискуссии продолжаются
«…Россия абсолютно не заинтересована в сохранении белорусской "специфики". И речь идет, конечно, не только о лидерах СПС, но, что намного важнее, кремлевской администрации. Ельцин ввергнул Россию в пучину реформ, по большому счету, так и не справившись с теми противоречиями, к которым они привели (прежде всего, радикальный социальный разрыв, криминализация экономики). Путин, худо-бедно, привел ситуацию в относительный порядок. Он, как смог, интегрировал внутреннее пространство и нацелил страну на дальнейшие свершения – экономический рост, влияние в международных делах и т.д. И вот Белоруссия, независимая и другая, не нужна России. Нужна зависимая и такая же».

- Интеграция России и Беларуси: дискуссии продолжаются
«…Россия абсолютно не заинтересована в сохранении белорусской "специфики". И речь идет, конечно, не только о лидерах СПС, но, что намного важнее, кремлевской администрации. Ельцин ввергнул Россию в пучину реформ, по большому счету, так и не справившись с теми противоречиями, к которым они привели (прежде всего, радикальный социальный разрыв, криминализация экономики). Путин, худо-бедно, привел ситуацию в относительный порядок. Он, как смог, интегрировал внутреннее пространство и нацелил страну на дальнейшие свершения – экономический рост, влияние в международных делах и т.д. И вот Белоруссия, независимая и другая, не нужна России. Нужна зависимая и такая же».

- Опасные иллюзии
«Известный российский политолог Виталий Третьяков в своей статье с (несколько странным) названием «Новый Европейский Завет. Евроатлантическая цивилизация и стратегия ее выживания» предложил довольно оригинальный проект построения отношений трех ведущих игроков евроатлантической цивилизации – России, США и ЕС. Его концепция интересна тем, что он смог, в определенном смысле, соединить западничество и патриотизм, или, скажем, патриотические представления о России. Она также тесно связана с ролью нашей страны на постсоветском пространстве».

- Парламентские выборы в России в контексте ее стратегии в СНГ
«Распространено мнение, что для Запада главное, чтобы на выборах победили демократические силы (у нас – СПС и Яблоко). На самом деле, это не совсем так. Главное для Запада, чтобы люди вообще проголосовали, чтобы они пришли и отметились. Ведь голосуя, даже, например, за ЛДПР, мы, прежде всего, соглашаемся и участвуем в самой системе – демократии. Мы ее поддерживаем. Мы голосуем не за партии и не за кандидатов, а за демократию. Конечно, для Запада лучше, чтобы мы проголосовали за откровенно его силы. Но, в конечном итоге, это не принципиально, хотя он и будет возмущаться нашим "варварством", но только для вида. В реальности, и "Единая Россия" (ЕР), эта либеральная партия с национальным уклоном, для него вполне приемлема».

- Православие и политические стратегии на постсоветском пространстве
«…политическая ориентация – отнюдь не нейтральная для спасения человеческой души категория. Помнится, в эпоху «разгула» ельцинских реформ, когда зарплату бюджетникам месяцами задерживали, Патриарх заявил, имея в виду государство, что не выплачивать зарплату – грех. В своей третьей книге воспоминаний «Президентский марафон» Б.Н. Ельцин вспомнил об этом заявлении. И выразил свое возмущение, – он посчитал совершенно неуместным понятие «греха» в данном случае. Он расценил это явление как экономическую трудность, проблему. Но не грех. Ельцин перевел все дело с языка религиозного на язык экономической эффективности. Вообще, если учесть, что Московская Патриархия относится к действиям российского государства достаточно мягко, за что нередко подвергается критике «справа», то становится ясно, что причина заявления Патриарха была действительно весомой. Видимо, поток обращений к нему был очень внушительным».

- Проблема Тузлы и перспективы российско-украинской интеграции
«Дело Тузлы – это сильный удар по проекту ЕЭП. Хотя, как известно, Леонид Кучма заявил только о возможности выхода Украины из договора. Здесь уже, конечно, и определенный шантаж со стороны Киева. Мол, если мы вам нужны, то вы пойдете навстречу. А мы им разве не нужны? Вроде как нужны, а вроде – Европа понужнее будет».

- Россия и Беларусь: интеграция или завоевание?
«Здесь мы наталкиваемся на "парадокс патриота". Он состоит в том, что патриот России должен радоваться тому, что наша дорогая империя расширяется, да еще за счет таких исконно наших земель, как Белая Русь. Но, с другой стороны, умный патриот задастся вопросом, как происходит это расширение и во имя чего оно происходит».

- Россия и Украина: будет ли новое воссоединение?
«При умелой политической и идеологической стратегии Москва могла бы изменить вектор украинского национализма. Естественно, я не говорю о каком-то тайном внедрении в его структуры и т.д. Все проще и, кстати, эффективнее. Сегодня официальная Россия по сравнению с украинскими властями выглядит как холодная европейская страна, которой вообще нет никакого дела до национального вопроса, в частности, русского. Однако если эта ситуация изменится, если русский официоз станет действительно национальным (не только в период предвыборной компании), религиозным, независимым от Запада, то между нами и украинцами объективно проявится общность политически подходов, на основе которой можно было бы попытаться выстроить более прочную, чем ЕЭП, стратегию интеграции».

- Спор о Беларуси
«Белорусский президент не только ругается, но и реализует политическую, экономическую, социальную модель, альтернативную западной. Он, как может, пытается сохранить свое общество от яда западной цивилизации. Конечно, сопротивление, оказываемое Лукашенко, ограниченно. Белорусский президент делает далеко не все, что хотелось бы, и не всегда так, как хотелось бы «консерваторам». Но то, что он уже сделал – авторитарная, то есть, настоящая, власть; сближение государства с Церковью; введение курса идеологии в ВУЗах и школах; государственный контроль над экономикой; тенденции социального государства и т.д. – все это уже очень немало».

- Европейская  интеграция  и  христианство: проблема совместимости.
«…надеяться на христианский поворот ЕС (Европы в целом) тогда, когда он стремительно и последовательно движется в противоположную сторону, в определенной степени, утопично».

 

Богословие

- Размышления христианина
«Грешник – это тот, кто всегда ошибается («грех», в переводе с греческого, ошибка, промах). Там, где нужно любить, он ненавидит, а там, где нужно ненавидеть, он любит. Там, где нужно быть равнодушным, он страстен, а там, где нужно быть страстным, он равнодушен. У него все есть, все силы души, но он неверно ими распоряжается. Задача христианина – «развернуть» эту «запутанный клубок» своей души».

- Православие для молодых. Работа. Скачать
«Творческим людям, которые с недоверием относятся к возможности и судьбе творчества в Церкви я хочу сказать следующее. Творчество внецерковное отличается от церковного как земля от неба. Причем я говорю не только об оценке результатов творчества, но и о внутреннем состоянии творца. Если сказать одним словом, он становится свободным».

 

Философия

- Смысл русской истории ХХ века, кандидатская диссертация.
«Замысел текста всегда был один и тот же – развить на научном уровне то православное понимание смысла истории и русской истории ΧΧ века, которое разрабатывали наши современные отечественные мыслители архимандрит Константин (Зайцев), митрополит Иоанн (Снычев), Михаил Назаров и другие. При этом, речь всегда шла о переносе этих идей на научную почву, о попытке снабдить их теоретической и фактологической базой».

- Отношение государства к детям и западная философия. (Выступление на XI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети», 21-23 апреля 2004 г.)
«Мне кажется, что весь объем развития западной философии в постсредневековый период мы можем разделить на два главных течения – пантеизм и агностицизм».

- Должна ли философия быть понятной?
«Феномен «непонятной» современной философии, которая имеет в Хайдеггере одного из своих великих представителей, сам по себе говорит о многом. А именно о том, что в западном обществе серьезно нарушены коммуникативные связи. Нет глубинного общения между человеком и человеком. Как раз западная философия, которая постоянно говорит о «Другом» и его ценности, наиболее лишена этого «Другого». Когда читаешь Конфуция, понимаешь этого человека, ощущаешь, что общаешься с ним «сквозь века» (это, конечно, не значит, что я согласен с языческими элементами его философии). Когда читаешь Хайдеггера (или, например, Ж. Дерриду), не скрою, читать иногда интересно, но нет ощущения общения, нет внутреннего взаимопроникновения. По крайней мере, оно в большой степени затруднено».

- Необходимость информационной аскезы в современном обществе. (Доклад на всероссийской конференции «Стратегии взаимодействия философии, культурулогии и общественных коммуникаций», 28-29 ноября 2003 г.)
«Безусловно, учитывая современную политическую обстановку (в частности, горячее желание наших западных соседей сделать из нас людей), проведение указанных тенденций в жизнь на глобальном социальном уровне проблематично. Но зато у нас остается личный уровень, – мы можем закрывать глаза, затыкать уши, выбрасывать (или не покупать вообще) телевизоры и приемники. И оставаться наедине с собой; бытие – бесплатно».

 

Литературные штудии

- Люди без любви (о романе Д. Лондона «Морской волк»)
«Итак, добро и зло. Вечная, наверное, единственная настоящая тема всякого искусства и духовной жизни в целом. Ларсен символизирует зло, Ван-Вейден – добро. Это понятно каждому. Но у меня появляется очень важный вопрос – может ли Вейден претендовать на то, чтобы быть «полномочным представителем» добра?»

 

На главную

EMAIL