ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ  О ВОПРОСАХ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ И ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года


3. Новый этап церковного возрождения требует пристального внимания к просветительному деланию, направленному на глубокое воцерковление людей, приходящих в православные храмы или только ищущих дорогу туда. Миссия духовного просвещения, совершаемая через преподавание, пастырские беседы, миссионерские поездки, издательскую и информационную деятельность, должна стать безусловным приоритетом.

13. Собор полагает крайне важным развитие в каждом монастыре и приходе благотворительных, образовательных, миссионерских и молодежных структур, воскресных школ и информационных центров, за состояние которых настоятели обязаны отчитываться перед правящим архиереем. При невозможности создания в отдельном приходе всех вышеперечисленных подразделений их следует создавать на межприходском, а в крайнем случае - на благочинническом уровне.

16. Собор приветствует начало преподавания богословских дисциплин в светских высших учебных заведениях и считает важным развитие этой практики через разработку детальных программ и методик, а также через диалог с государством, направленный на закрепление и расширение существующих возможностей.

17. Следует усилить и скоординировать труды в области преподавания религиозных знаний как в церковных воскресных или общеобразовательных школах, так и в школах светских. Отделу религиозного образования и катехизации предписывается проводить проверку трудов епархий в данной сфере, а епархиям - представлять детальные отчеты о состоянии религиозного образования, включая данные о количестве учащихся в православных воскресных и общеобразовательных школах, а также о числе учеников светских школ, которым преподаются религиозно ориентированные предметы. Православные гимназии и другие подобные школы должны поддерживать высокий общеобразовательный стандарт, сочетая это с воспитанием подлинной церковности, укорененной в литургической жизни.

22. Особая роль принадлежит православному богословию, призванному с позиций Священного Предания дать целостное видение жизни Церкви и ее служения на данном историческом этапе. Развитие богословской науки является сегодня приоритетной общецерковной задачей. Необходимо усилить подготовку ученых кадров и взаимодействие со светской наукой. Требуется также серьезное совершенствование системы научной работы в Духовных школах и создание специализированных церковных научных центров по различным отраслям церковного знания. Собор поручает Священному Синоду изучить возможность создания общецерковной системы перевода, издания и исследования святоотеческого наследия, а также учреждения для этой цели общецерковного центра или института патристических исследований. Необходима подготовка современного издания научно комментированной Библии.
Весьма актуальной представляется подготовка канонического кодекса Русской Церкви.
Серьезные задачи стоят перед литургической наукой, прежде всего в области разработки единых уставных рекомендаций. Необходим богословский анализ острых проблем современности. Для решения поставленных задач Синодальной Богословской комиссии во взаимодействии и координации с Синодальными учреждениями и Духовными школами поручается разработать комплексную программу развития богословской науки в Русской Православной Церкви.

39. Архиерейский Собор в целом выражает удовлетворение состоянием диалога и сотрудничества Русской      Православной Церкви с государственной властью как на канонической территории Московского Патриархата, так и за ее пределами. Сочтено необходимым развивать взаимодействие Церкви и государства, расширяя
области совместных трудов и совершенствуя законодательную базу, являющуюся их основой. Следует продолжать обсуждение с властями любых государств, а также с межправительственными организациями всего спектра вопросов, значимых для Церкви, народов и человечества.

40. Собор выразил озабоченность проявлениями сатанизма, оккультизма и "новых религиозных движений"      деструктивного характера, представляющих опасность для личности и общества, и призвал все здоровые
общественные силы и государственные структуры объединить свои усилия для их искоренения.

41. Особенно важным является утверждение права верующих детей и их родителей на получение общедоступного религиозного образования, а также на то, чтобы содержание обучения в светских школах не противоречило воспитанию, получаемому в православной семье. Собор настаивает на необходимости совместного поиска Церковью и государством взаимоприемлемого решения данного вопроса, которое исключало бы дискриминацию верующих детей при получении среднего образования. Власть должна максимально содействовать получению школьниками знаний о религии в духе, соответствующем их мировоззрению. Выражена крайняя озабоченность сохраняющейся и усугубляющейся монополией материалистического мировоззрения в образовательном процессе.

43. Положительно оценивается состояние взаимоотношений с политическими, общественными, научными, культурными и другими подобными организациями, иными ассоциациями граждан, которые традиционно призываются к сотрудничеству с Церковью в трудах на народное благо.