Собор
православной интеллигенции

новости форум конференция-2006 контакты о соборе главная

Летопись

Образование

Религиоведение

Культура

Философия

Медицина

Педагогика

История

Алексей Николаевич Швечиков,
к.ф.н., доцент, председатель Исполнительного Совета
Санкт-Петербургской общественной организации
"Собор православной интеллигенции"

Вступительное слово на учредительном собрании
Санкт-Петербург, Духовная Академия, 17 февраля 2001 г.


Уважаемые участники учредительного собрания!
Братья и сёстры!

   Я думаю, что наше сегодняшнее собрание можно в определённом смысле считать знаковым событием по двум причинам.
Во-первых, своим собранием мы как бы фиксируем факт начавшегося трудного, медленного, но набирающего темпы разворота российского общества и русского народа от полного безверия к исконным корням своего национального духа, своей национальной веры - Православию.
Во-вторых, созданием нашего Собора мы возрождаем тот порыв деятельного участия в делах православной веры и её активного влияния на дела в обществе, который был характерен для православной интеллигенции Санкт-Петербурга в начале прошлого столетия.
   Дай только Бог, чтобы наш сегодняшний порыв был более православным и более успешным, чем у наших предшественников.
Идея создания такой православной организации зародилась в начале прошлого года, а на проведённой в мае (11 -12 мая) 2000 г. научно-практической конференции "Православие и творчество" началась её практическая реализация. В принятой Конференцией резолюции говорилось: "
Мы считаем, что возрождение и будущее России невозможно без возрождения традиционной, т.е. православной религиозности и основанных на ней духовно-нравственных ценностях жизни русского и других народов России, веками исповедовавших православную веру. Поэтому мы будем делать всё, что в наших силах и возможностях, для возрождения и укрепления Православия." "К сожалению, - говорилось далее, - силы православной интеллигенции Санкт-Петербурга в настоящее время не консолидированы, что не позволяет должным образом влиять на происходящие в городе религиозные процессы, на укрепление позиций Русской Православной Церкви. В целях преодоления этого состояния, консолидации и активизации роли православной интеллигенции города в его духовной и нравственной жизни мы принимаем решение о создании в Санкт-Петербурге общественной организации, объединяющей в своём составе представителей научной и творческой интеллигенции, выступающей за возрождение Православия как духовного фундамента нации, основы её духовно-нравственной жизни и культуры."
   Для подготовки и проведения организационного (учредительного) собрания, разработки проекта Устава организации и других документов, а также для проведения подготовительных мероприятий по созданию организации, конференция создала организационный Комитет, председателем которого был избран я.
   Выполняя резолюцию конференции, оргкомитет провёл необходимую работу по подготовке учредительного собрания, провёл семь заседаний, решал различные организационные вопросы, разработал проект Устава организации, искал возможность спонсорской помощи, проинформировал все ветви власти о подготовке к созданию нашей организации, решал вопрос о получении благословения его деятельности от РПЦ, места проведения учредительного собрания, места дислокации управления организации и многие другие проблемы.
   Насколько известно оргкомитету, идея создания "Собора православной интеллигенции" вызвала живой интерес у православной общественности нашего города, и прежде всего у интеллигенции. От нас ждут серьёзного влияния на более активное развитие религиозной ситуации в городе в пользу Православия. И нам необходимо эти ожидания оправдать.
Естественно. что основной целью и задачей в деятельности Собора будет возрождение Православия как ведущей конфессии в религиозной жизни российского общества и православной веры как основы духовно-нравственной жизни безусловного большинства российских граждан.
   Более подробно и конкретно цели и задачи Собора, основные направления его деятельности изложены в Уставе организации, с которым вы имеете возможность ознакомиться. Поэтому я не вижу необходимости их повторять.
Мы (оргкомитет) решили сосредоточить основное внимание доклада на наших принципах, подходах и оценках при взаимодействии с различными общественными силами и движениями, религиозными организациями, органами власти и средствами массовой информации. Без этого, естественно. нам не достичь поставленных целей, не решить обозначенных задач.

Религиозная ситуация

   Но начать, очевидно, нужно с оценки религиозной ситуации, которая сложилась в Санкт-Петербурге на сегодняшний день. Специалисты оценивают её как достаточно сложную, неоднозначную. В городе зарегистрировано около 400 религиозных организаций (около 40 % из них - православные), насчитывается более 100 оккультных, парапсихологических, языческих, астрологических и других организаций этого рода, кроме того, в эту сотню входят тоталитарные религиозные секты и сатанинские группы. Часть этих организаций не регистрируется и работает или полулегально, или подпольно. В эти секты, оккультные, языческие и пр. организации втянуто более 200 тыс. горожан. И это количество продолжает расти, хотя и не такими пугающими темпами, как 6 - 8 лет назад (тогда рост был по 8 - 10 тыс. в год). В этих организациях идёт активный процесс десоциализации горожан, изменения их сознания, смены духовных и нравственных ценностей и ориентаций. Распадаются семьи, отрываются от учёбы дети, растёт число суицидов на этой почве. Городские власти реагируют на эту ситуацию вяло, проявляют равнодушие или же оказывают прямую помощь и поддержку этим организациям, прикрываясь законом о свободе совести и принципом равенства (или равноудалённости от власти) всех без исключения религий. Православная общественность, жители города проявляют серьёзную озабоченность состоянием религиозного поля и требуют от власти принятия более решительных мер по ограничению деятельности этих организаций и даже их запрещения. Здесь мы слышим также немало упрёков в адрес РПЦ и обвинений в её инертности по противостоянию этим организациям.
   Совершенно очевидно, что эту ситуацию надо менять в пользу традиционной духовности, и главным условием перелома является усиление влияния на духовную жизнь города Русской Православной Церкви. Собор всеми силами должен помочь ей в этом.
   Поэтому главным соработником и духовным наставником Собора, несомненно, должна стать Православная Церковь. Мы благодарны Санкт-Петербургской епархии РПЦ и Духовной академии, особенно епископу Константину за ту поддержку и внимание, которые были оказаны нам на этапе подготовки к созданию нашей организации. Мы очень надеемся, что это плодотворное сотрудничество будет продолжаться и впредь, и Церковь не лишит нас своей благотворной поддержки.
Мы должны глубоко и чётко осознать, что православное возрождение России без участия Церкви или при слабой Церкви, разрушаемой внутренними нестроениями, не состоится. Поэтому мы будем всемерно и честно поддерживать те здоровые силы в РПЦ, которые отстаивают незыблемость основных положений и принципов веры и церковной жизни. Мы не должны поддаваться тем реформаторским и обновленческим настроениям, которые, к сожалению, существуют внутри Церкви и могут создать прецедент церковного раскола. При этом мы не считаем, что нормы и формы жизни не должны обновляться и изменяться в Церкви как в живом (а стало быть и меняющемся) организме. Но это должно производиться без расколов и потрясений.
   В то же время мы должны понимать, что либерально-демократическим силам внутри страны и их покровителям за рубежом нужны не столько обновление и реформация, сколько полное устранение с духовного поля России Православной Церкви и замена её такой религиозной системой, которая смогла бы помочь "глобализаторам" сделать из России и русского народа послушное орудие в реализации их преступных планов. Некоторые российские слуги этих "глобализаторов" иногда публично выбалтывают тайны этих планов. Так, московский религиовед Сергей Иваненко, услужливо написавший по заказу "Свидетелей Иеговы" хвалебную книгу о них, видит именно в иеговистах ту силу, которая способна выдавить Православную Церковь с духовного поля России и стать её новой национальной религией. Аналогичные цели преследуют и саентологи, и муниты, и многие другие тоталитарные секты.
   Поэтому Собор будет активно сотрудничать и поддерживать те церковные и общественные силы, которые оказывают активное сопротивление этой тоталитарной экспансии, замешанной на псевдорелигиозности. Мы считаем. что основным условием успешной деятельности Собора православной интеллигенции является постоянное, тесное единение нас с нашей Церковью. И мы будем стремиться к такому единению, не лишая себя права на самостоятельность в своих решениях и действиях.

Взаимодействие Собора и Русской Православной Церкви ситуация

   Следующим условием успешности и эффективности работы Собора будет наша постоянная, тесная связь с православной общественностью, а также с близкими нам по духу, целям и задачам общественными объединениями. Очевидно, ни у кого не вызывает сомнения то, что общими усилиями нам будет легче и, главное, эффективнее решать любые задачи по усилению православного влияния на общественное мнение, на различные структуры законодательной и исполнительной власти, средства массовой информации. Мы открыты к такому сотрудничеству и готовы принять другие общественные организации в состав Собора на правах ассоциативных членов и на основе заключения договора о сотрудничестве, сохраняя при этом структуры этих организаций и то поле деятельности, которое они для себя определили.
   Таким образом, мы предлагаем этим организациям своё сотрудничество по стратегическим вопросам нашей деятельности, не посягая на их право самостоятельно решать тактические задачи. На этих условиях ряд общественных организаций уже изъявили желание войти в состав Собора и принять участие в нашем православном соработничестве. Мы надеемся, что их круг после сегодняшнего собрания расширится.

Взаимодействие с мирской властью

   Нам представляется, что это одна из самых сложных и не прояснённых задач в будущей деятельности Собора.
   Сложных потому, что наша мирская власть в сути своей продолжает оставаться безбожной (можно мягче - безрелигиозной), и потому безразличной к религиозным вопросам, в том числе к Православию. Не прояснённых потому, что мы не можем с определённой долей уверенности говорить о каких-то конкретных сроках разворота нашей власти к религии, и прежде всего к Православию. Однако было бы неверным утверждать, что мы лишены здесь какой-то перспективы или совсем не имеем опоры во властных структурах.
   Во-первых, рано или поздно, но власть будет вынуждена войти в общее народное течение мыслей, чувств, чаяний и интересов, иначе это течение сметёт её, а народное течение, как показывают проведённые исследования, всё больше поворачивает в сторону Православия.
   Во-вторых, как наши депутаты, так и чиновники исполнительной власти не лишены чувства патриотизма и национальной традиции, многие из них крещены в Православной Церкви и часть из них начинает так или иначе проявлять свою православную позицию. Они и должны стать нашей опорой в работе со властью.
   С безбожной властью православной организации совместно работать трудно или невозможно. Для того, чтобы добиться этого соработничества, нам необходимо много и терпеливо работать с властными структурами, постоянно разворачивая их в сторону Православия, убеждая их в том, что возрождение России и русского народа без возрождения православной веры в нём - невозможно.
   Таким образом, Собор не может занять позицию нейтралитета, отказа от участия в политике городских властей, хотя, естественно, он не может превращать себя в некую политическую партию.

Собор и образование

   Православное образование и просвещение должно занимать особое место в деятельности Собора, ибо какой будет система образования, таким будет и будущее России и её народа.
   Наши законы до предела сузили возможности введения религиозного элемента (в т.ч. и православного) в образовательный процесс, и либерально-демократические силы активно используют закон в борьбе против проникновения религии в систему образования. Однако жизнь в стране берёт своё и развивается далеко не по либеральным схемам. Общественность всё больше и больше обращается к традиционным принципам и нормам, исторически выработанным нашей национальной педагогической наукой и практикой. А в них всегда важнейшее место занимал религиозный, православный элемент. Поэтому мы видим, что сегодня, вопреки запретам и ограничениям, часто на свой страх и риск в школах и ВУЗах в тех или иных формах начинают вводиться уроки и курсы православного образования.
   В ряде регионов России этот процесс идёт очень активно. Петербург, к сожалению, не занимает в этом лидирующего положения. Собор должен работать над тем, чтобы переломить эту ситуацию и более активно влиять на процессы "православизации" образования на всех уровнях. Мы должны добиться того, чтобы чиновники в органах образования не стояли глухой стеной на пути вхождения Православия в наши учебные заведения.
   В Соборе должна работать сильная по составу и твёрдая по характеру секция православных педагогов, которая была бы способна эту стену пробить.
   В решении этой задачи мы должны тесно сотрудничать с отделом религиозного образования и просвещения и духовными учебными заведениями, прежде всего с Духовной академией и семинарией.

Собор и средства массовой информации

   Важным направлением деятельности Собора будет взаимодействие со средствами массовой информации. Прежде всего мы должны установить тесный рабочий контакт с православными СМИ, действующими в нашем городе, договориться о сотрудничестве и взаимной поддержке. Мы должны подумать также о содействии по расширению поля деятельности православных СМИ, о создании печатного органа самого Собора.

   Что касается сугубо светских СМИ, то, несмотря на засилие в них либерал-демократов и просто дельцов от журналистики, для которых наши православные цели и задачи просто чужды, в этих СМИ есть православные люди, которые будут помогать нам в меру своих возможностей и сил. С этой частью журналистов мы и должны поддерживать постоянную связь и деловое сотрудничество.

   Таковы основные, общие направления и принципы внешней стороны деятельности Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга.

   Теперь позвольте хотя бы кратко обозначить те проблемы, которые должен будет решать Собор своими собственными силами. Устав Собора определяет порядок его внутренней жизни как общественной организации. К сказанному в Уставе необходимо добавить следующее:

   1. Поскольку в составе Собора будут сконцентрированы значительные научные, педагогические и культурные силы нашего города, мы сможем оказать заметное влияние на формирование в городе православной духовно-интеллектуальной среды. Мы будем способны дать отпор на должном профессиональном уровне антиправославным, антипатриотическим силам, их публичным выступлениям в СМИ. И мы будем это делать, оказывая своё влияние на формирование общественного мнения.

   2. Нам предстоит большая научно-исследовательская работа в различных сферах, и прежде всего в сфере научно-религиозной. 70 лет наша наука занималась критикой религии. В последние два десятилетия минувшего века она основательно увязла в оккультизме и демонизме. Кто-то печально заметил, что в эти годы мы перешли от эпохи воинствующего атеизма к эпохе сатанизма. Проблем в этой области накопилось множество, а ответов на них нет. Нужны разработки философско-методологических вопросов религии, её места и роли в жизни нашей страны в III тысячелетии, взаимоотношений религии и общества, Церкви и государства. Приняв социальную концепцию, РПЦ опередила и государство, и светскую науку в решении этих задач и ждёт от них равнозначных ответов.

   3. Мы должны настойчиво работать над тем, чтобы более широко, глубоко и убедительно раскрыть перед нашими согражданами ту поистине великую роль, которую сыграло Православие, Православная Церковь в истории нашего общества, в формировании нашей государственности, нашего народа, нашей национальной культуры и языка, нашего национального менталитета.

   4. Мы должны всемерно способствовать тому, чтобы в систему образования в нашем городе всё шире и решительнее вводился религиозный, православный компонент. Должны всемерно поддержать инициативу тех школ и ВУЗов, где в учебный процесс будет вводиться теология, программа по которой разработана РПЦ совместно с Министерством образования. И не только поддерживать, но и непосредственно участвовать в этом процессе. Вся эта работа должна проводиться Собором при тесном сотрудничестве с отделом религиозного образования и просвещения епархии и Духовной академии и семинарии, а также с комитетом по образованию городского правительства.

   5. В целях более высокой эффективности и целенаправленности в практической деятельности Собора целесообразно создать внутри него секции по профессиональному признаку и по направленности научных интересов.

   6. Мы хотим назвать нашу организацию Собором православной интеллигенции. В продолжительных дискуссиях родилось это название. Мы, т.е. оргкомитет, не считаем его идеальным, но мы остановились именно на этом варианте. Мотивируем мы это название тем, что оно решает два важных вопроса. Во-первых, оно подчёркивает нашу прямую и открытую принадлежность к определённой религии - Православию. Во-вторых, оно даёт понять, что определённая часть интеллигенции Санкт-Петербурга не поддалась на либерально - демократические лозунги: о вхождении России в состав "цивилизованных" государств Европы и Америки, её участии в проектах глобализации, а стало быть, и утраты ею своей национальной самобытности; сохранила верность традиции, своим национальным духовно-нравственным ценностям, своей религии.  

Личные страницы
членов СОБОРа

Новости

Программы

Для авторов

Для молодежи

Ссылки

EMAIL

EMAIL